Пустыня хранит многое
Dec. 20th, 2017 07:57 pmВернулся из командировки.
На прошлой неделе, общаясь с местными людьми узнал от них, что некоторые урочища и балки в той местности куда меня занесло, носят странные названия «Орыс кырлган». В переводе значит место гибели русских. Поскольку в тех местах особых случаев массового геноцида русскоязычных вроде не было, то я рискнул предположить, что гибель случилась в годы гражданской войны.
Местные пастухи рассказывали, что вооон в том овраге лежит 2-3 десятка русских солдат, в другом еще с полсотни, а если проехать дальше к Черным пескам, то по пути можно даже увидеть человеческие черепа, которые застряли в кустах.
Пастухи затруднились сказать, что же такое тут произошло и от чего местность усеяна русскоязычными останками. Но каждый утверждал, что много лет назад здесь отступала русская армия и многие из них полегли в пустыне, погибнув от голода, болезней и боестолкновений с местными племенами.
По возвращению домой залез в инет и узнал, что в тех местах действительно уходила армия генерала Толстова, уходила в Иран спасаясь от красных преследователей. Толстов служившей адмиралу Колчаку, решил пробиваться на Кавказ через казахские степи, чтобы присоединиться к генералу Деникину. У самого Колчака, в то время дела шли очень скверно и Толстов решил не ждать окончательного поражения Омского военачальника, а уйти к более удачливому полководцу.
Генерал Толстов планировал выйти к Гурьеву (Атырау) и оттуда перебраться морем в Дагестан. Но в результате падения Гурьева 5 января 1920 года отдельная армия Толстова и примкнувшие к нему оренбургские казаки оказались прижаты красными к замерзшему Каспийскому морю. Во избежание окружения и уничтожения, Толстов повел войска числом до 15 000 человек по пустынному восточному берегу Каспийского моря на юг.
Армии следовало пройти более тысячи километров по пустыне до ближайшего населенного пункта. По пустыне, которую никто из солдат и офицеров не знал и многие увидели ее впервые. В пустыне не было оазисов и складов с продовольствием, у армии не было проводников, знающих местность. У Толстого не было даже ни одного врача.
Из за того что толстовцы грабили и жгли казахские аулы, отношения с местными племенами из настороженных переросли во враждебные. Казахи прекрасно ориентировавшие в степи, в которой родились и выросли, устраивали засады и нападения на отступающую армию. Набеги, голод и тиф косили отступающих десятками в день. Не имея возможности и желания хоронить своих погибших, армейцы просто бросали мертвецов на съедение падальщикам и хищникам.
Гарнизон Форт-Александровска, к которому стремилась гибнущая армия, выслал навстречу теплые кибитки, продовольствие, одежду. Однако к месту назначения дошло не более 3 тысяч из 15-тысячной армии. Сохранились воспоминания очевидца о прибытии казаков: “Большинство доставленных людей были в ужасном состоянии: обмороженные поголовно, многие уже полутрупы с омертвевшими или же отвалившимися конечностями. Картина, которую мне пришлось видеть при выгрузке этих несчастных, не поддается никакому описанию”.
Теперь в тех местах, где погибли солдаты белой армии, несшие гибель другим, лишь воет ветер и шуршит песок. И пастухи, вечерами собираясь за вечерним чаем рассказывают своим детям о сгинувшей армии Толстова, не оставившей после себя ничего, кроме черепов, белеющих на песке.